Изящество композиции, красота неяркого колорита. Акварельные портреты П.Ф. Соколова.

Соколов Петр Федорович — (1791- 1848)  замечательный   русский  живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру.

П.Ф.  Соколов закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи.

Акварельные портреты  художника  для нас — своеобразные окна в минувшее,  светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники,  дамы, фрейлины, щеголи. 

Петр  Федорович  Соколов  писал  портреты   многих,    в лицах,   им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России.   Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях. 

Портрет неизвестной в белом платье (С.А.Урусовой?).  

Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

 

 

 

Очарование давно минувших дней
В нас чувство грусти светлой вызывает,
Идут года,- оно не убывает,
А лишь ещё становится сильней…

Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.

Портрет А.С.Пушкина.   

Всероссийский музей им. А.С.Пушкина, Москва.

Портрет Жуковского Василия Андреевича(1783-1852).  

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Поэт-романтик. Старший друг и учитель Пушкина, горячо и нежно любивший поэта.

Портрет князя П.А.Вяземского.  

Государственный Литературный музей, Москва

 Князь Петр Андреевич Вяземский (1792–1878), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист, близкий друг Пушкина.   В 1824 году написал предисловие к «Бахчисарайскому фонтану» и выступил как издатель этой поэмы, добившись исключительно высокого по тем временам гонорара, так необходимого автору. Тогда же Соколов написал портрет Вяземского, с которым был хорошо знаком. 

Портрет А.О. Смирновой-Россет.  

Всероссийский музей А.С.Пушкина.

Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), урожденная Россети, фрейлина двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… 

Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ».  Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века.

Портрет Елизаветы  Воронцовой.  

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Одним из шедевров Соколовa является "Портрет Е.К.Воронцовой". Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

Портрет Волконского Сергея Григорьевича (1788 — 1865).

Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Профессиональный военный, удостоенный многих орденов и медалей, генерал-майор в двадцать четыре года, один из руководителей Южного общества декабристов.  Принадлежа к богатой аристократической семье, на взлете головокружительной карьеры, в 1819 году С.Г.Волконский стал членом «Союза благоденствия». 

Портрет С.П.Апраксиной.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая, родная племянница графини Е.А. Остерман -Толстой (по матери).

Портрет Ю.П.Соколовой.

Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы».

 

Портрет А.Ф.Львова.

Государственный Литературный музей.

Алексей Федорович Львов (1798–1870), виртуозный скрипач, дирижер, композитор. В 1818 году был назначен адъютантом А.Х.Бенкендорфа, позже — сенатор, гофмейстер. Но главным в его жизни оставалась музыка. Талантом А.Ф.Львова восхищались Ф.Мендельсон и Р.Шуман, посещавшие его концерты в Европе. В 1833 году по заказу Николая I написал музыку к Российскому гимну на слова Жуковского: "Боже, Царя храни!"

 

Великая княжна Мария Николаевна.

Музей-заповедник "ГАТЧИНА".

Конец 1820-х , бумага, акварель.

Портрет С.В.Строгановой.

Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

Софья Владимировна Строганова (1775-1845)— знакомая Пушкина, дочь известной  Н.П.Голицыной,, фрейлина, вдова графа Павла Александровича Строганова (1774—1817), ученика якобинца Ж. Ромма, генерала, участника наполеоновских войн, Одна из образованнейших женщин своей эпохи. Ее петербургский салон и картинную галерею (ныне Невский пр., д. 17) посещали представители высшей знати, литераторы и, по-видимому, Пушкин.

Три детские головки.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Портрет графини О.А.Орловой.

Коллекция галереи «Попов и Ко».

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова.  В 1847 году была пожалована в статс-дамы. 

 – – -

Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая красочные полутона. Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.

Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.

источник

Поделитесь с Вашими друзьями:

Изящество композиции, красота неяркого колорита. Акварельные портреты П.Ф. Соколова.: 10 комментариев

    1. Прекрасный  был  мастер!  Его  творчество  будет  жить  в  веках.  А  мы,  благодаря  замечательному  художнику,  можем  видеть  портреты  знаменитых  людей!

    1. Спасибо  Вам  за  оценку  моей  работы!  Спасибо,  что  разделяете  со  мной  восхищение  от  работ  талантливых  людей!
      Всегда  Вам  рада!

  1. Портреты прекрасные. Благодаря им, можем хоть краешком глаза взглянуть на ту эпоху.
    Спасибо большое, Леночка, за доставленное удовольствие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>